РЕЗОЛЮЦИЯ (Гражданский форум 2013)
Гражданский форум Красноярского края прошел с 6 по 7 декабря 2013 года. Мероприятие призвано обеспечить презентацию и распространение новых форм прямого участия граждан в процессах социально-экономического развития Красноярского края, а также создание социальной сети общественных организаций для их дальнейшей коммуникации и кооперации. Это важнейшее мероприятие региона, где представители общественных некоммерческих организаций в одном месте получают дополнительные знания, обсуждают проблемы, знакомятся с успешным опытом реализации социальных проектов, встречаются на одной площадке с представителями власти и бизнеса.
В этом году на форуме ключевыми темами обсуждения стали: «Роль региональной власти в развитии благотворительности и добровольчества»; «Участие СО НКО в реализации услуг и проектов по государственным и муниципальным заказам в рамках Закона о государственной контрактной системе»; «Развитие общественных Советов при органах исполнительной власти края»; «Ресурсные центры - как центры развития гражданского общества в регионе и муниципалитетах», «Неформальное гражданское образование: цели, содержание и форматы», «Опыт и возможные перспективы развития общественной экспертизы при реализации грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития».
Также важное место на форуме заняла дискуссия по докладу «О состоянии гражданского общества в Красноярском крае» и по проекту стратегии развития государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.
Особенно актуальной для развития некоммерческого сектора экономики на территории региона стала работы площадки «Социально ориентированные некоммерческие организации- реальный игрок на рынке или зачем развивать третий сектор экономики». Модератором выступил директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Российской Федерации А.Е. Шадрин. С докладом выступил руководитель агентства по реализации программ общественного развития Красноярского края К.Ю. Гуреев. В качестве экспертов на площадке выступили: заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества А.М. Клешко, руководитель Красноярской региональной общественной организации по защите прав и интересов граждан, проживающих в общежитиях «Общаги!?» О.А. Суворова. В ходе обсуждения доклада участниками экспертной конференции были внесены следующие предложения по трем основным направлениям реализации механизмов поддержки СО НКО:
- Развитие региональных механизмов и разработки и принятия муниципальных программ поддержки СО НКО;
- Создание образовательной программы для СО НКО в регионе и на местах по их участию в реализации государственных и муниципальных заказов в социальной сфере;
- Развитие социального предпринимательства в крае.
В работе переговорной площадки Гражданского форума «Опыт и возможные перспективы развития общественной экспертизы в грантовой программе» приняли участие около 45 человек. Это депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, эксперты и координаторы государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития», представители Гражданской ассамблеи Красноярского края, лидеры некоммерческих организаций, эксперты регионального и федерального уровня. В качестве ведущего площадки выступил заместитель председателя Законодательного Собрания края, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества А.М. Клешко.
В Красноярском крае уже несколько лет успешно реализуется государственная грантовая программа «Социальное партнерство во имя развития». Одно из ее отличительных качеств – экспертиза и оценка проектов внешними экспертами и общественная экспертиза (защита проектов) в территориях края. Этот механизм оправдал себя с точки зрения эффективного вложения бюджетных средств, однако важно понимать, что к людям, которые принимают решение о распределении бюджетных средств должны предъявляться особые требования. От их прогнозов зависит развитие социальной сферы как с точки зрения новых направлений и технологий, так и эффективности финансовых вложений. В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы: формирования резерва общественных экспертов (механизмы, критерии, компетенции), создания нового механизма общественной экспертизы с использованием действующей федеральной платформы для народного голосования «Йополис».
Суть проекта заключается во внедрении новой, независимой и открытой системы оценки поданных на грантовый конкурс проектов. Теперь не только профессиональные эксперты, но и жители Красноярского края смогут повлиять на распределение денежных средств для реализации социальных проектов, которые предлагают общественные организации. Вовлечение жителей края в оценку проектов и распределение грантов будет способствовать росту гражданской активности населения и в конечном счете – вовлечению большего числа людей в деятельность общественных организаций.
С докладом выступил А.В. Озорнин, представитель портала Йополис в Красноярске. В ходе обсуждения предложенного механизма, участниками площадки внесено предложение о внедрении системы народного голосования по проектам грантовой программы с 2014 года.
В работе переговорной площадки «О развитии общественных советов при органах исполнительной власти» принимали участие представители Совета Гражданской ассамблеи, представители министерств и ведомств края, члены общественных советов при органах исполнительной власти края. Ведущим на этой площадке был член Общественной палаты РФ В.И. Васильев. В ходе дискуссии участники констатировали, что тема развития общественных советов является актуальной, так как именно советы при ОИВ становятся перспективной формой взаимодействия общественности и власти. Вместе с тем отмечено, что общественные советы, как новая форма, еще находятся в стадии становления и еще полностью не отработана. Недостаточно развитые правовые основы, отсутствие координации деятельности советов негативно сказывается на эффективности деятельности общественных советов при органах исполнительной власти края. Участники площадки внесли следующие предложения:
- изменить порядок формирования советов, где предусмотреть квоту членов совета по предложению гражданской ассамблеи;
- разработать изменения в правовые акты, регулирующие деятельность советов при органах исполнительной власти края.
В работе экспертной конференции «Ресурсные центры, как центр развития гражданского общества в регионах и муниципалитетах» приняли участие 30 человек: координаторы государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития, руководители СО НКО, руководители действующих региональных и муниципальных Ресурсных центров Красноярского края, представители органов местного самоуправления, эксперты федерального и регионального уровня». Модератором площадки выступила Печковская И.П., руководитель АНО «Агентство общественных инициатив».
Целью площадки являлось обсуждение вопросов создания Ресурсных центров развития гражданского общества в муниципалитетах. Обсуждались задачи и пути развития муниципальных ресурсных центров поддержки СО НКО в Красноярском крае. Основная задача - разработать проекты документов, регламентирующих деятельность муниципальных Ресурсных центров. В процессе обсуждения участники отметили следующие рекомендации по организации муниципальных ресурсных центров:
- Работа Ресурсного центра может быть организована, как в специально созданном учреждении (организации), так и быть отдельным направлением работы уже существующего учреждении (организации);
- Работа Ресурсного центра должна быть регламентирована Уставом (Положением);
- Для эффективной работы Ресурсный центр должен иметь финансовую стабильность, то есть финансирование программ Ресурсного центра должно осуществляться на долгосрочный период (3-5 лет);
- Бюджет Ресурсного центра должен быть диверсифицированным (не только гранты и субсидии, но и работа по договорам услуг, частные пожертвования, деньги бизнеса и др.);
- Сотрудники и эксперты, работающие в ресурсном центре должны быть профессионалами в области социального проектирования, фандрайзинга, управления проектами, оценки и мониторинга, а также в области финансов и юриспруденции;
- Ресурсный центр должен заниматься выстраиванием межсекторного взаимодействия в территории;
- Ресурсный центр должен быть независимым, динамично-развивающимся и быть на шаг впереди других НКО в территории (обучать не только СО НКО, но развивать профессионализм собственных сотрудников);
- Ресурсный центр может оказывать как специализированные услуги, так и иметь набор общих услуг, определяющих управление некоммерческой организацией.
С целью создания единой модели Ресурсных центров в муниципальных образованиях Красноярского края участники площадки разработали два вида модельных документов, регламентирующих деятельность Ресурсного центра:
- созданного на базе муниципального учреждения;
- созданного на базе некоммерческой организации.
Правительству Красноярского края:
- Развивать региональные механизмы поддержки СО НКО и максимального включения некоммерческих организаций к выполнению государственных заказов в рамках 44ФЗ « О государственной контрактной системе»;
- Изменить порядок формирования советов при органах исполнительной власти края, где предусмотреть квоту членов совета по предложению гражданской ассамблеи;
- Разработать изменения в правовые акты, регулирующие деятельность советов при органах исполнительной власти края.
Законодательному Собранию Красноярского края:
- Обеспечить законодательную поддержку новых форм предпринимательства в социальной сфере.
Министерству инвестиций и инноваций Красноярского края:
- Развивать механизмы вхождения СО НКО в статус социального предпринимательства в крае.
Министерству спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края:
- Содействовать развитию научно-технического творчества среди рабочей молодежи предприятий через стимулирование предприятий к созданию условий для такой работы, в том числе сотрудничеству с вузами и проведению конкурсов научно-технических разработок.
Министерству образования и науки Красноярского края и органам управления образованием:
- Обеспечить поддержку проведения прикладных исследований, направленных на изучение особенностей социализации детей, молодежи с различными образовательными нуждами, эффективности условий социокультурной адаптации и интеграции детей из семей иммигрантов, представителей различных социальных слоев к новым социальным, культурным и экономическим условиям;
- Совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае образовать рабочую группу по разработке предложений по экспертизе соблюдения и защите прав участников образовательного процесса, находящихся в различных социально-культурных, экономических и иных обстоятельствах.
Агентству по реализации программ общественного развития Красноярского края:
- Создать рабочую группу с включением экспертов государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития», руководителей успешных НКО Красноярского края, представителей Гражданской ассамблеи Красноярского края для обсуждения вопросов формирования сообщества экспертов Красноярского края и процедур, связанных с функционированием данного сообщества в сфере прогнозирования, экспертизы и оценки социальных изменений, социальных проектов и программ;
- Разработать программу обучения координаторов и экспертов государственной грантовой программы Красноярского края «Социальное партнерство во имя развития» по темам: Экспертиза и оценка социальных проектов и программ, этика работы эксперта;
- Сформировать интегрированные группы участников обучения из числа руководителей успешных НКО края, координаторов грантовой программы и представителей профильных министерств;
- Создать образовательную программу для СО НКО в регионе и на местах по их участию в реализации государственных и муниципальных заказов в социальной сфере;
- Внедрить систему народного голосования за проекты, представленные на грантовый конкурс «Социальное партнерство во имя развития».
Органам местного самоуправления края:
- Разработать муниципальные программы поддержки СО НКО, предусмотрев в них создание или развитие ресурсных центров поддержки НКО на местах.
Совету Гражданской ассамблеи Красноярского края:
- Обеспечить привлечение имеющихся основных экспертов к оценке муниципальных целевых программ, законопроектов при запросе на общественную экспертизу и самостоятельно инициировать подобные процессы;
- Включить в программы реализации молодежной политики мониторинговые мероприятия по оценке востребованности в социальных услугах и гарантиях рабочей и работающей молодежи.